Part 0010: Царь-машина. Царь-машина Коммерсантъ, www.kommersant.ru - 07.05.2020, 00:00 В совместном историческом проекте с российским автомобильным брендом AURUS мы собрали наиболее значимые события, которые демонстрируют возможности отечественной автомобильной инженерии отвечать на вызовы времени. Мы расскажем о достижениях автомобилестроения России с момента его зарождения через призму самых ярких изобретений, неординарных решений и смелых идей. Автомобиль не российское изобретение, но многое, что сегодня применяется в его конструкции, придумано российскими учеными. Якоби изобрел электродвигатель, Попов - радио, Лодыгин - электрическую лампочку, а Бенардос - дуговую сварку, без которой долгое время было не обойтись при изготовлении автомобильных кузовов. И список этот можно продолжать. Производство автомобилей в стране началось позже, чем в Европе или Америке, зато у нас были надежные и комфортные автомобили, созданные нами и для наших дорог. И «Руссо-Балт» - первый из них во всех отношениях. День 26 мая 1909 года не стал для Риги - считавшейся в ту пору одним из самых индустриально-развитых городов Российской Империи - каким-то особенным. А появление на ее улицах первого «Руссо-Балта» прошло почти незамеченным. В Риге тогда бушевала холера, газеты требовали распустить Государственную Думу, а на заводах бастовали рабочие с требованием повышения зарплаты. Среди таких новостей сообщение о постройке на РБВЗ первого автомобиля не превратилось в событие дня, но зато теперь его значение трудно переоценить. Это стало точкой отсчета новой автомобильной эпохи в России - эпохи «Руссо-Балта». Газета «Рижская мысль» написала об этом так: «Построенный на Русско-Балтийском вагонном заводе автомобиль на днях совершил пробную поездку, которая дала очень хорошие результаты. Этот автомобиль гоночной системы, имеет 24 лош. силы и будет участвовать в предстоящих автомобильных гонках Петербург - Рига. Это первый случай постройки автомобиля не только в Риге, но и в России». Автомобиль проехал от заводских корпусов к центру города, объехал вокруг замка и вернулся на завод. На переднем крыле гордо развевался флажок-триколор с вышитым золотыми нитями двуглавым орлом и надписью «Русско-Балтийский вагонный завод». Начало было положено. Время первых Еще в 1896 году экипажный фабрикант Петр Фрезе и владелец завода по производству двигателей Евгений Яковлев совместно создали первый русский автомобиль. После них разные фабрики, мастерские и заводы строили электромобили, паровые автомобили, грузовики, фургоны, омнибусы, пожарные линейки. Среди них были уникальные конструкции. Например, инженер Ипполит Романов создал целый модельный ряд электрических автомобилей - открытый и закрытый кэбы, городской омнибус, еще в 1899 году предложив сделать электротягу основной в городе. Но все это делалось не серийно, а поштучно или небольшими партиями. И именно Русско-Балтийский вагонный завод первым начал промышленное производство автомобилей в стране. «Высочайше повелено» К слову, государь ожидался на выставке, но так ее и не посетил, прислав ее организаторам приветственную телеграмму, в которой были и такие слова: «Высочайше повелено Вам поставить в известность Балтийский вагоностроительный завод, что Государю Императору благоугодно поручить Собственному Его Величества гаражу теперь же сделать заказ одного автомобиля». Так «Руссо-Балт» появился в царском гараже. Небывалый ресурс С тех пор Андрей Платонович Нагель превратится в настоящего приверженца российской автомобильной марки и каждый раз будет доказывать ее прочность, надежность и выносливость. В его послужном списке не только Киевский пробег, но и участие в Севастопольском пробеге в 1911 году, сопровождение Варшавского пробега в 1912 году, путешествие по центральной России летом 1913 года и по Северной Африке зимой 1914 года. К началу войны его «Руссо-Балт» прошел более 80 000 км - это и небывалый для того времени ресурс для автомобиля, и немыслимое для одного автомобилиста пройденное расстояние. Но главная слава пришла к Нагелю и «Руссо-Балту», уже не его собственному автомобилю, а другому - заводской гоночной машине, в январе 1912 года во время Rallye Automobile Monaco, известном сегодня как ралли Монте-Карло. Стартовав из Петербурга ранним утром, практически в темноте, при температуре -19°С, Нагель и его напарник Вадим Михайлов преодолели маршрут протяженностью 3257 км за 195 часов 23 минуты, финишировали в Монако под дождем, заняли в итоге 9-е место в общей классификации и получили первые призы в категориях маршрутов и туризма. Таким оказался результат самого первого появления автомобиля российского производства в заграничном соревновании. И все это на открытом двухместном автомобиле без отопителя. Стоит ли говорить, что Russo-Baltique вызвал уважение у взыскательной монакской публики. Не обошлось в том гоночном «Руссо-Балте» и без уникальных технологий - его поршни были сделаны не из привычного тогда чугуна, а из алюминия. Между прочим, это был один из первых в мире опытов применения легких сплавов в автомобильном двигателе. Дороже иномарок Самая необычная личность среди обладателей автомобилей с двуглавым орлом на пробке радиатора - великий князь Константин Константинович. Генерал, ученый, меценат, филантроп, музыкант, переводчик, поэт, актер - все это ипостаси, где он проявил свой талант. Другие представители русской аристократии, владевшие «Руссо-Балтами» - князь Голицын, граф Шереметев, граф Бобринский, княгиня Урусова, графиня Мордвинова… Эти автомобили снискали популярность и среди финансовой и промышленной элиты того времени. Несколькими Russo-Baltique владели нефтепромышленники Нобели - родственники учредителя знаменитой премии. Автомобилем этой марки пользовался Алексей Иванович Путилов - один из богатейших промышленников России с состоянием более 10 млн золотых рублей. Для справки, лимузин «Руссо-Балт» в 1913 году стоил 8400 рублей. С точностью до копейки на современные деньги его стоимость, конечно же, не перевести, но по масштабам это примерно от 5 до 7 млн рублей. Родина танков Существовала целая программа оснащения автомобилей Русской императорской армии «движителями Кегресса». Обкатанную на «Руссо-Балтах» систему Кегресс применил и для грузовиков, и для броневиков. Созданный им к лету 1916 года броневик «Остин» на полугусеничном ходу можно смело назвать первым в мире бронетранспортером или даже одним из первых в мире танков! Причем появился он практически одновременно с британским Mark I и даже немногим раньше, чем французский Renault FT. На испытаниях бронеавтомобиль свободно передвигался по целине, по мягкому травянистому грунту, по канавам, поднимался по склонам с влажной растительностью и даже преодолел кочковатое болото. Расстояние от Могилева до Царского Села - более 700 километров - машина прошла своим ходом за 34 часа 15 минут. Единственное, в чем увяз броневик - бюрократическая машина Военного ведомства. Из-за всяких проволочек и задержек программа оснащения армейских автомобилей «движителями Кегресса» так и не осуществилась. Разгонный блок История «Руссо-Балта» оказалась скоротечной, но имя это успело стать легендарным. Этот автомобиль по праву можно назвать нашей «Царь-машиной». И вовсе не потому, что на нем передвигались представители аристократии и Дома Романовых. Ведь «Царь-колокол» и «Царь-пушка» получили свои имена не по причине того, что экспонируются в Кремле, а потому, что были выдающимися произведениями своего времени. Иван Баранцев Золотой фонд Как пишут в титрах кинофильмов: «все имена вымышлены, а совпадения случайны». Но в случае с автомобилями «Руссо-Балт», чья легенда завершилась сто лет назад, и новым российским брендом в категории люкс AURUS, чья история только начинается, параллели очевидны. «Руссо-Балты» практически сразу же после своего появления поступили на службу в высшие органы государственной власти. Автомобили марки AURUS впервые были показаны широкой общественности на инаугурации президента РФ в мае 2018 года и также используются представителями государства. Однако уже с 2021 года автомобили бренда будут производиться серийно на мощностях завода Sollers в Елабуге и станут доступны к заказу частными покупателями, которые захотят оценить силу, комфорт, безопасность и дизайн AURUS. За основу «Руссо-Балта» были взяты наработки бельгийской фирмы Fondu. Однако российские инженеры не просто «подковали блоху». Вооружившись опытом зарубежных коллег, а также собственными знаниями, стремлением к новому и дерзостью это новое воплощать, они за сравнительно короткий срок смогли построить оригинальный отечественный продукт, успешно конкурирующий с импортными образцами. В разработке двигателя AURUS принимали участие не только российские специалисты, но и эксперты немецкой компании Porsche Engineering. Однако и в целом, и в деталях автомобиль был фактически сконструирован с чистого листа. Его абсолютно новая единая модульная платформа позволяет получить автомобили, различающиеся по типам кузова, колесной базе, дорожному просвету и полной массе. Высокопроизводительная гибридная силовая установка, система полного привода, девятиступенчатая коробка передач - это и многое другое являются полностью своими, российскими разработками. Участие в автоспортивных состязаниях во все времена были отличным способом проверить машину на прочность, а победы в них - увеличить продажи. Когда-то «Руссо-Балт» успешно выступил на престижном ралли Монте-Карло. А гоночный болид Aurus 01 в прошлом сезоне дебютировал в гонках на выносливость Европейской серии Ле-Ман. В нынешнем сезоне, из-за известных событий, затронувших весь мир, спортивные состязания временно приостановлены. И здесь мы подходим к еще одной, но, пожалуй, самой важной параллели. Автомобили «Руссо-Балт» появились в сложное для страны время - как писали в учебниках, «на переломе двух эпох». Активная фаза подготовки к серийному производству AURUS совпала с небывалым по силе мировым кризисом. Но для сильного любой вызов - это еще один шанс заявить о себе и подняться на следующую ступень движения к успеху. | |
| |
Просмотров: 136 | |
Всего комментариев: 0 | |